Природа

О биоразнообразии в двух словах

Биоразнообразие часто приравнивается к разнообразию видов. Оно относится к разнообразию растений и животных с точки зрения генетического разнообразия; видовому разнообразию (различные растения, животные, микроорганизмы и т. д.) в среде обитания; и разнообразию экосистем (различные среды обитания: леса, озера, луга) в указанном месте. Разнообразие на этих трех уровнях - гены, виды и экосистемы - вместе составляют биоразнообразие. В целом, биоразнообразие представляет собой всю жизнь на Земле.

Сколько на Земле видов существ точно неизвестно. Оценки широко варьируются: от 5 до 100 миллионов видов. Только часть из них – 1,8 миллиона видов – была описана наукой. Огромные области биоразнообразия, так называемые горячие точки, можно найти в океанах, в тропиках и в древних культивированных ландшафтах. Биоразнообразие распределено неравномерно. Климат и другие географические факторы привели к тому, что в определенных регионах наблюдается особенно высокая концентрация видов, экосистем и генетических ресурсов. Например, в тропических лесах содержится от 50 до 70 процентов всех растений и животных на нашей планете. Около 56 000 различных видов растений можно найти только в Бразилии.

Распространение биоразнообразия по всему миру

Люди зависят от биоразнообразия

Люди часто воспринимают преимущества биоразнообразия как что-то должное. Если рассмотреть подробнее, то сразу станет ясно, что биоразнообразие предоставляет нам множество услуг. Растения и животные обеспечивают нас питанием, сырьем и лекарствами. Экосистемы обеспечивают нас чистым воздухом, пресной водой, плодородными почвами, а также защищают от наводнений и эрозии. Наша естественная среда обитания также предоставляет нам возможности для отдыха и досуга. Промышленность напрямую зависит от многих природных сырьевых материалов, таких как древесина, масла, минералы и натуральные красители. Некоторые виды также служат в качестве моделей для технических инноваций. Например, «эффект лотоса» был открыт благодаря самоочищающейся и в высокой степени водоотталкивающей поверхности листьев лотоса.

"Эффект лотоса"

Поверхности, разработанные в соответствии с этой моделью, давно нашли применение в повседневной жизни, например, на фасадах домов.

Биологическое разнообразие имеет важное значение

Каждый вид на этой земле — это винтик в системе жизни, которая развивалась в течение миллионов лет. Нам следует уважать, ценить и защищать их ради них самих - от простых микроорганизмов до потрясающих дельфинов и целых ландшафтов. Люди, как вид на этой планете, являются неотъемлемой частью природной системы и напрямую зависят от нее. Чтобы показать степень нашей зависимости от биоразнообразия и его значимость, ученые попытались количественно оценить его. Вот три примера из их выводов:

• В традиционной и современной медицине во всем мире используется около 60 000 различных видов растений.

• 30 процентов сельскохозяйственного урожая в мире зависит от опыления животными. Общая экономическая ценность опыления насекомыми оценивается примерно в 265 миллиардов евро по всему миру (Центр исследований окружающей среды им. Гельмгольца, Дрезденский технологический университет, Университет Фрайбурга, данные за 2009 год).

• Около 100 миллионов тонн водных организмов, таких как рыбы, мидии и ракообразные, ежегодно вылавливаются и вносят значительный вклад в глобальную продовольственную безопасность (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO), «Состояние мирового рыболовства и аквакультуры 2006»).

Почему биоразнообразие касается каждого?

Природа является основой нашей жизни. А биоразнообразие помогает обеспечивать нашу жизнь на Земле и жизнь юудущих поколений. Поскольку разнообразие является самым важным принципом выживания в природе, оно способствует стабильности. Только при сильном биоразнообразии и  генетическом разнообразии видов природа может справиться с такими изменениями, как различные климатические условия или новые болезни и вредители. Исчезновение вида является необратимым и создает неоценимые риски. Помимо своей внутренней ценности, животные и растения играют важную роль во всей экосистеме.

Возникает вопрос: когда экосистемы перестанут функционировать и предоставлять свои услуги?

Когда исчезнет 10 процентов всех видов?

Или 60 процентов?

Основные проблемы

Предполагается, что скорость вымирания видов, обусловленная влиянием человека, выше, чем скорость естественного вымирания, в 1 000-10 000 раз. Несколько тысяч видов животных и растений исчезают каждый год. В настоящее время около 26 000 видов находятся под угрозой исчезновения. Такие животные, как китайский речной дельфин, пиренейский козел и яванский тигр уже потеряны навсегда. Многие виды морских рыб также находятся под угрозой. Не только виды животных и растений, но и многочисленные экосистемы во всем мире находятся под угрозой вымирания. Уже в 1990 году Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФAO) подсчитала, что 42 процента тропических лесов были уничтожены. Ежегодно уничтожается около 13 миллионов гектаров леса. Интенсивное сельское хозяйство приводит к потере многих сортов сельскохозяйственных растений; по меньшей мере 75 процентов на настоящий момент являются вымершими.

Текущие постановления и программы

Конвенция о биологическом разнообразии

Конвенция о биологическом разнообразии (КБР) является наиболее всеобъемлющим обязательным международным соглашением о защите биоразнообразия и устойчивом использовании природных ресурсов. Она была принята после первого Всемирного саммита по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 году и с тех пор была подписана более чем в 190 странах. В конвенции говорится, что биоразнообразие имеет важное значение для нашего благосостояния и качества жизни. Ее тремя основными целями являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и справедливое распределение его выгод. В отчете КБР за октябрь 2014 года содержится вывод о том, что почти все целевые показатели в области биоразнообразия, установленные международным сообществом на 2020 год, не были достигнуты.

МСОП (Международный союз охраны природы)

Международная «Красная книга» является самым известным и надежным показателем состояния биоразнообразия в мире. Она опубликована Международным союзом охраны природы (МСОП). Региональные эксперты оценивают и обновляют риск исчезновения различных видов животных и растений в соответствии с рядом установленных критериев. МСОП, основанный в 1948 году, является международной организацией, состоящей как из правительственных, так и из общественных организаций.

Всемирный фонд дикой природы

Всемирный фонд дикой природы (WWF) является международной неправительственной организацией, целью которой является сохранение биологического разнообразия и устойчивое использование природных ресурсов на протяжении более 50 лет. Природоохранная организация работает более чем в 100 странах. Она поддерживает тысячи природоохранных и экологических проектов по всему миру.

Когда экосистемы перестанут функционировать и прекратят предоставлять услуги?

Приверженность Weleda сохранению биоразнообразия

Природное сырье является основой продукции Weleda. Благодаря культивированию почти 248 квадратных километров (что эквивалентно площади почти 35 000 футбольных полей) по всему миру в соответствии с руководящими принципами органической обработки, мы улучшаем состояние почвы и способствуем сохранению биоразнообразия. Без биоразнообразия продукция Weleda не может существовать. Мы хотим не только сохранить биоразнообразие, но и улучшить его. Вот почему мы поддерживаем такие проекты, как выращивание диких растений и исследования семян.

Сады Weleda: мы хотим не только защитить биоразнообразие, но и способствуем его развитию.

Этический выбор сырья

Что это и как это влияет на меня?

Будь то арника или кофе - выращивание и торговля натуральными ингредиентами и продуктами часто вызывают экологические и социальные проблемы. Не случайно растет обеспокоенность по поводу условий труда и воздействия на окружающую среду, связанных с приобретением, производством и продажей натуральных продуктов. Многочисленные тематические исследования, проведенные экологической организацией «Гринпис», показали, что многие компании злоупотребляют своей властью, нарушая права человека и экологические стандарты. В докладе «Гринпис», озаглавленном «Правосудие для людей и планеты 2018», содержится информация о корпоративных нарушениях, связанных с обезлесением, загрязнением воды и воздуха, химическими и ядерными авариями и нарушениями прав коренных народов. Но у потребителей также есть власть - сила спроса. В конечном счете, наш спрос как потребителей и принимаемые нами решения о покупке определяют, какие продукты выходят на рынки. Все больше людей несут личную ответственность за продукты, которые они покупают. Их влияние не следует недооценивать: эти решения влияют не только на рыночную экономику, но и на благосостояние людей и окружающей среды.

Цепочки поставок продуктов

Цепочки поставок объединяют компании по всему миру, часто на нескольких континентах. Это то, как компании покупают рабочую силу, сырье, материалы и услуги для производства своей продукции. Компании, работающие в глобальном масштабе, открывают новые рынки и производственные площадки, что может вызвать социальные и экологические проблемы вдоль цепочек поставок - в связи с различными нормативно-правовыми условиями и минимальными экологическими и социальными стандартами. Это может привести к недостаточной прозрачности и ненадлежащему соблюдению прав человека и трудовых, социальных и экологических стандартов. Это относится не только к производству в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, но и к более богатым странам.

Пример: Лекарственные растения

Около 60 000 видов растений используются в качестве лекарственных компонентов по всему миру. По данным WWF, ежегодно на международные рынки выходят более 400 000 тонн лекарственных растений с рыночной стоимостью более 1 млрд евро (Heilkraft der Natur, 2015). Германия ежегодно потребляет около 45 000 тонн лекарственных растений, занимая лидирующие позиции в Европе. Четыре пятых всех этих растений по всему миру собираются в дикой природе - без сертификации или мониторинга. Но неосторожный сбор и обработка имеют экологические, социальные и экономические последствия. Около 15 000 видов подвергаются угрозе чрезмерной эксплуатации и потери среды обитания. Если эти растения исчезнут, они больше не будут доступны ни для лекарств в странах их происхождения, ни для экономики, ни для международных потребителей. В Weleda все растения, собранные в дикой природе, сертифицированы.

В Weleda все растения, собранные в дикой природе, сертифицированы.

Органические стандарты помогают животным и растениям, но как насчет людей?

С экологической точки зрения органические стандарты - лучший выбор. Строгие руководящие принципы ассоциаций производителей органики устанавливают еще более высокие стандарты, чем те, которые необходимы с юридической точки зрения. Тем не менее, остаются зоны для улучшения, например, когда речь идет о сохранении и развитии биоразнообразия. С социальной точки зрения существует широкий спектр стандартов сертификации. С одной стороны, существуют маркировки, которые широко затрагивают права человека, такие как стандарт социального управления SA 8000. С другой стороны, существуют фермерские ассоциации, которые работают в рамках трудового законодательства страны происхождения, не соблюдая других социальных критериев. Трудно будет отслеживать множество различных сертификационных печатей и маркировок. Именно здесь очень ценен каталог экологических маркировок (Ecolabel Index). Он содержит более чем 460 маркировок из почти 200 стран и 25 секторов и является самым большим каталогом такого рода.

Союз этической биоторговли BioTrade

Союз этической биоторговли BioTrade (UEBT), обеспечивает общепризнанный стандарт для этического выбора натуральных ингредиентов. Некоммерческая организация была создана как ответвление Конвенции Организации Объединенных Наций о биологическом разнообразии (КБР) и Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД). Стандарт UEBT охватывает все три уровня устойчивости и выходит за рамки существующих конвенций Международной организации труда Организации Объединенных Наций (МОТ), Руководящих принципов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и других. В соответствии со стандартом UEBT компания гарантирует своим клиентам, что:

• в процессе поиска сырья для его продукции биоразнообразие будет сохранено и использоваться устойчиво.
  • ко всем партнерам в цепочке поставок относятся уважительно, и их труд оплачивается справедливо, существует система отслеживания, позволяющая идентифицировать происхождение натуральных ингредиентов.
  • вместо «захвата земли» принимаются конкретные меры, чтобы избежать её незаконного использования.
  •
  • Союз этической биоторговли BioTrade (UEBT)

Разница между Fairtrade, UEBT и другими маркировками

Печать Fairtrade хорошо известна из пищевой промышленности, особенно кофе fairtrade. Стандарты Fairtrade включают запрет на незаконный детский и принудительный труд. Одна треть критериев относится к защите окружающей среды. Разница между UEBT и другими маркировками заключается в том, что стандарт UEBT особо отслеживает цепочки поставок компании до их начала относительно всех натуральных ингредиентов, которые она использует. Для этого UEBT разработала целевые инструменты управления. Стандарт UEBT также включает в себя постоянный мониторинг видов в процессе обработки и сбора диких растений, с тем чтобы можно было увеличить или улучшить биоразнообразие в критических случаях.

UEBT рассматривает систему компании в целом.

Этический выбор сырья в Weleda

Weleda является одним из крупнейших в мире покупателей органического сырья. В 2018 году Weleda стала одним из лидеров на рынке, получивших новую сертификацию UEBT «уважительное отношение к поставщикам и сохранение биологического разнообразия». Weleda является полноправным членом UEBT с 2011 года. Она внедряет стандарт UEBT во всех своих цепочках поставок натурального сырья, вплоть до их происхождения. Будучи членом UEBT, Weleda способствует сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия. Кроме того, мы установили социально-экономическую практику в наших цепочках поставок и обеспечиваем соблюдение социальных стандартов в процессе выбора нашего сырья. Мы обеспечиваем надлежащий базовый доход для всех наших партнеров по поставкам и стремимся к долгосрочным контрактам с нашими поставщиками, чтобы обеспечить надежное планирование для всех вовлеченных сторон.

Сертификат UEBT: уважительное отношение к поставщикам и сохранение биологического разнообразия

Выращивая и собирая растения с уважением, Weleda способствует их сохранению и поддерживает людей, чье существование зависит от природы.